Кафедра "Основы конструирования машин"(ОКМ)

004.gif

Зав. кафедрой основы конструирования машин д-р. техн. наук, профессор М.Г. Косов 


 Кафедра «Детали машин», в настоящее время «Основы конструирования машин», ведет свою историю с первых дней образования Станкина. Кафедра, обобщая и расширяя знания студентов, заложенные другими общетехническими кафедрами, всегда играла важную роль в подготовке инженеров-механиков, а с преобразованием института в университет и студентов других специальностей.
  Кафедра «Основы конструирования машин» (Детали машин и ПТУ) основана в 1930 году. Первым ее заведующим был профессор Н.А. Мартьянов. До 1954 года кафедрой заведовал профессор А.С. Бриткин.
У истоков кафедры стоит профессор (с 1954-1975 годы заведующий кафедрой) Г.Б. Столбин, внесший значительный вклад в становление и развитие учебно-методической и научной работы кафедры. При нем на кафедре было развернуто изучение механических передач с гибкой связью. Была создана лаборатория приводов, где на оригинальных по конструкции испытательных стендах преподаватели и аспиранты кафедры получали подтверждение свои разработок в области расчета, проектирования, эксплуатации цепных и зубчатоременных передач. Появилась научная школа, известная всей стране. С 1965 года под руководством доктора технических наук, профессора Н.И. Цейтлина развернулась работа по исследованию волновых передач.
  Огромный вклад в развитие учебно-методического и научного направлений работы кафедры внесли профессор К.П. Жуков, доценты А.К. Кузнецова, В.А. Хлунов, С.И. Масленникова, старший преподаватель Е.И. Борисов.
По вышеперечисленным научным темам на кафедре было подготовлено свыше 40 кандидатов наук, издано 10 сборников научных трудов, написано около 250 научных статей и получено свыше 70 авторских свидетельств, часть которых запатентована в США, Великобритании, Японии. Кроме того, по запросам отечественной промышленности выполняются многочисленные научно-исследовательские хоздоговорные работы.
  После объединения с кафедрой гидравлики в 1977 году заведующим кафедрой становится доктор технических наук, профессор О. Н. Трифонов. С 1982 по 1994 год заведующим кафедры был доктор технических наук, профессор В.Г. Беляев, а с 1995 по 1999 годы – доктор технических наук, профессор А.Ф. Прохоров. В этот период расширяется круг научных проблем, изучаемых коллективом кафедры, началось исследование динамики гидравлических и пневматических систем металлорежущих станков и машин, шариковых винтовых передач, а также исследование систем автоматизированного проектирования – определяющей дисциплины в первоначальной конструкторской подготовке студентов.
  С 2001 года заведующий кафедрой основ конструирования машин - доктор технических наук, профессор М. Г. Косов.
  Научные исследования, осуществляемые на кафедре, обогащаются новыми направлениями, вызванными современными тенденциями исследования технологических систем.
  В 2009 году кафедра «Основы конструирования машин» объединяется с кафедрой «Теория механизмов и машин».
Кафедра «Теория механизмов и машин» являлась одной из старейших в университете, — она создана в 1930 году, в год основания «Станкина».
Заведующим кафедрой «Теория механизмов и машин» был доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН СССР В. В. Добровольский.
  В.В. Добровольский - один из ведущих ученых нашей страны в области теории механизмов и машин, автор более 50 научных работ в различных ее разделах.
В.В. Добровольский создал школу пространственных механизмов, разработал учебный курс и лабораторную базу по теории механизмов и машин. По его инициативе в учебный курс по теории механизмов и машин впервые в СССР и за рубежом был введен курсовой проект.
  Им были заложены основы научной деятельности кафедры, поддержанные его учениками и последователями, среди которых - Н.Г. Бруевич, М.А. Скуридин, А.Ф. Ерофеев, Л.В. Коростелёв, Г.П. Вяткин.
  В 1938 году В.В. Добровольский разработал классификацию механизмов и кинематических пар, которые способствовали развитию кинематики и кинетостатики механизмов без учета и, что особенно важно, с учетом действующих в механизмах сил трения. В 1940—1945 годах он заложил основы теории сферических механизмов, основанной на аналогии сферических механизмов с плоскими. Впоследствии некоторые идеи были развиты в работах профессора Г.П Вяткина.
  Один из учеников В.В. Добровольского, академик Н.Г. Бруевич, используя аналитические методы исследования плоских и пространственных механизмов, теорию механизмов с так называемыми «пассивными связями», создал и развил теорию точности механизмов.
  Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Теория механизмов и машин» Московского станкоинструментального института с 1948 по 1970 годы М. А. Скуридин (1900-1970) - один из учеников В.В. Добровольского. Ему принадлежит большой вклад в развитии такого сложного раздела теории механизмов и машин, как динамика механизмов с учетом сил трения, и в решении ряда задач о движении машин под действием системы заданных сил.
  Оригинальная методика динамического исследования плоских механизмов с учетом механической характеристики привода, предложенная М.А. Скуридиным, была успешно внедрена в курсовое проектирование и представляет собой основу станкиновской школы теории механизмов. Эта работа оказала большое влияние на качество учебного процесса и получила распространение в большом числе российских и зарубежных вузов.
По разработке М.А. Скуридина силами аспирантов и учебно-вспомогательных сотрудников был создан уникальный стенд по исследованию точности и динамических процессов в зубчатых передачах. На этом стенде выполнен большой цикл научных работ; с его помощью получено более 10 авторских свидетельств.
   Характерной чертой в научной деятельности кафедры в те годы являлось стремление включать свои научные изыскания в учебный процесс в форме лабораторных работ и в виде заданий на курсовые проекты, обеспечив их выполнение хорошо разработанными учебно-методическими пособиями.
За годы своей работы в качестве заведующего кафедрой М.А. Скуридин воспитал большое число научных работников, специализировавшихся в области теории пространственных и плоских зубчатых зацеплений: А.Ф. Ерофеев занимался вопросами геометро-кинематических соотношений в процессе нарезания зуборезными долбяками эвольвентных зубчатых колес с внутренними зубьями; Г.Н. Островский – вопросы точности эвольвентных зацеплений; Г.А. Иванов разработал стандарт на исходный контур мелкомодульных эвольвентных зубчатых колес и т.д.; К. С. Серов разработал устройство для измерения прерывной кинематической погрешности и продолжительности работы каждой отдельной сопряженной пары зубьев при одновременном сохранении возможности измерения непрерывной кинематической погрешности.
  Особое место среди них занимает доктор технических наук, профессор, Л. В. Коростелёв, возглавлявший кафедру теории механизмов и машин в 1970-1978 гг. Его научная деятельность на кафедре характеризуется бурным развитием теории зубчатых зацеплений, являющейся основой для проектирования и разработки новой современной технологии изготовления зубчатых передач с заранее заданными свойствами.
  Л.В. Коростелев был одним из ведущих в СССР специалистов в области теории пространственных зубчатых передач, в эти годы кафедра теории механизмов и машин Станкина стала научным центром в этой области. Под его руководством было защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций по теории и геометрии пространственных зацеплений, разработано свыше 20 видов оригинальных зубчатых передач (червячная передача с двумя зонами зацепления – С.А. Балтаджи; глобоидные червячные передачи с продольной и профильной локализацией пятна контакта на основе цилиндрического производящего колеса – В.Н. Щербаков; зубчатые и червячные передачи, в которых линия контакта представляет собой замкнутую кривую, сжимающуюся в процессе зацепления – С. А. Лагутин), и способов их изготовления.
  В период с 1970 по 1978 год в лекционный курс по теории механизмов и машин были включены вопросы о динамике зубчатых передач и кулачковых механизмов с учетом упругости толкателя, об использовании полиномов Чебышева в теории механизмов и машин и об автоматизации технологических процессов с использованием булевой алгебры и алгебры логики для разработки систем управления технологическими операциями и системами.
  Кроме того, Л.В. Коростелёв несколько лет был проректором по научно-исследовательской работе Станкина.
  С 1980 по 1990 годы кафедрой руководил доктор технических наук, профессор Е. П. Солдаткин. За это время кафедра разработала цикл лабораторных paбoт по промышленным роботам и читала лекции по кинематике и динамике механизмов в манипуляторах промышленных роботов.
  С 1990 по 1993 годы обязанности заведующего кафедрой исполнял кандидат технических наук, доцент В. Г. Гущин, ученик Г.Н. Островского; он продолжил его работу в области приборостроения. В тот момент студентами и преподавателями кафедры был решен ряд сложных и важных для промышленности вопросов.
  С 1993 по 2002 год заведующим кафедрой был А. В. Пуш, специалист в области проектирования станков, прогнозирования и оценки точности и параметрической надежности станков и станочных узлов, систем автоматизированного проектирования станков. Основным направлением работы кафедры в то время стало моделирование и мониторинг технологических машин. В это время сотрудниками кафедры было защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций.
  Область научных исследований кафедры «Основы конструирования машин» в настоящее время базируется на общих принципах деталей машин и теории механизмов и определяется следующими направлениями:
• динамические системы и управление;
• методология проектирования и интерактивная графика;
• динамика машин;
• трибология.
  В области динамики машин профессорами А. К. Алёшиным и В.Г. Гущиным исследуются динамические свойства механизмов с параллельной структурой и промышленных роботов, а точность таких механизмов рассматривается в работах доцента Ю.И. Бровкиной. Разработан новый подход к базированию деталей, основанный на учете динамических факторов.
  В области проектирования профессорами А.П. Прохоровым, А.В. Рыбаковым, Т.А. Альперович разработана методология проектирования машин, основанная на средствах машинной графики. М.Г. Косовым и Ю.Е. Гуревичем предложены методы, основанные на логике проектирования.
  Профессор М.О. Арбузов и доцент А.Я. Некрасов работают в области исследования распределения нагрузки по зубьям, виткам, выступам и т.п. в передачах и соединения при условии многопарного контакта.
Разработана структуризация геометрической и жесткостной информации, основанная на представлении механизмов в виде набора силовых цепей с контактирующими между собой объемами. Объемные и граничные связи чередуются в цепи звеньев, и поэтому свойства их комбинаций определяют свойства исследуемых объектов.
  В настоящее время для универсального описания трехмерного изображения геометрической информации, выделенные объемы аппроксимируются одновременно набором конструктивных твердотельных макроэлементов объемных, пленочных и балочных типов. Однако такой подход не позволяет описать физико-математические свойства объемов и характер контакта.
  Поэтому приходится отказаться от понятия твердотельности макроэлементов или абсолютной жесткости и придать им свойство гибкости, т.е. жесткостные, прочностные и другие свойства. Это достигается аппроксимацией узлов наборами поверхностных, объёмных и проволочных конструктивных элементов, которым приданы различные физико-механические и геометрические свойства. Такое представление позволяет решать задачи прогнозирования свойств изделий как в статической, так и в динамической постановке. В рамках предложенной концепции впервые разработана информационная модель контактной задачи, решаемая методом конечных элементов и методом граничных элементов. Развитие контактной задачи позволило выделить класс новых контактных задач, решаемых методом имитационных экспериментов.
  Удалось по-новому сформулировать в трибологии математическую модель оценки жесткости шероховатости функциями, приближенными к реальному прототипу поверхности и разработать модель износа.
Предложенная модификация метода конечных элементов, опирающаяся на применении теории планирования эксперимента, позволяющая оценить напряженное деформированное состояние конструкции и решить задачу теплопроводности. Развитие контактной задачи дало возможность сформулировать новое научное направление – трибоэкологию, в котором рассматривается влияние трибоэкологических факторов, возникающих при изготовлении и эксплуатации технических систем, и их влияние на экологию. Дано определение трибоэкологии как научно-технической дисциплины, поставлены задачи трибоэкологии и приведены конкретные примеры решения таких задач.
  В области методов создания машин профессором В.А. Лифановым и доцентом Е.И. Самохваловым создана методология проектирования машин, логистические основы формирования робототизированного производства. В рамках новейших инновационных исследований рассмотрены технологии транспортно-загрузочных и складских систем.
Научные разработки опубликованы в статьях и учебных пособиях.
Выдвинуты на конкурс работы, получены три грамоты и два диплома на конференциях.
  Учебно-методическая работа кафедры «Основы конструирования машин» ведется в направлениях разработки следующих методических материалов:
1. Учебников, учебных пособий и методических указаний по выполнению расчетов и основам конструирования в области Детали машин и Транспортно-складских систем (всего издано 14 учебников и учебных пособий, а также большое число методических указаний).
2. Атласов и альбомов по проектированию редукторов, коробок скоростей, планетарных и волновых передач, гибких производственных систем (всего издано 9 атласов и альбомов).
  Эти методические материалы разработаны с учетом специфики дисциплин для студентов различных специальностей, обучающихся по кафедре.


006.gif

ВЕРХНИЙ РЯД (слева направо) 
Канд.техн.наук,профессор М.О. Арбузов, канд.техн.наук, доцент Е.И. Самохвалов, канд,техн.наук, доцент А.П. Кузнецов,
доцент Ю.В. Гром, 
канд.техн.наук, профессор В.Н. Кареев, зав.лабораторией К.Г. Скитенко,
канд.техн.наук, доцент Е.М. Стариков


НИЖНИЙ РЯД (слева направо) 
канд.техн.наук, профессор В.А. Лифанов, инженер 1кат. В.В. Чурабо, 
зав. кафедрой, д-р техн.наук, профессор М.Г. Косов 
инженер 1 кат. Т.М. Стаценко, 
канд.техн.наук, профессор Ю.Е. Гуревич.

Состав кафедры:
 

ФИО

Должность

Учёная степень

Учёное звание

Косов М.Г.

зав. кафедрой

доктор технических наук

профессор

Арбузов М.О.

профессор

кандидат технических наук

доцент

Балтаджи С.А.

профессор

кандидат технических наук

доцент

Выров Б.Я.

профессор

кандидат технических наук

доцент

Гуревич Ю.Е.

профессор

кандидат технических наук

профессор

Лифанов В.А.

профессор

кандидат технических наук

профессор

Алёшин А.К.

доцент

кандидат технических наук

доцент

Бровкина Ю.И.

доцент

кандидат технических наук

доцент

Гром Ю.В.

доцент

Корзаков А. А.

доцент

кандидат технических наук

доцент

Кузнецов А.П.

доцент

доктор технических наук

Некрасов А.Я.

доцент

Ривкин А.В.

доцент

кандидат технических наук

доцент

Самохвалов Е.И.

доцент

кандидат технических наук

доцент

Соболев А.Н.

доцент

кандидат технических наук

доцент


 
Контакты:
Адрес: Вадковский переулок, строение 1, Москва, 127055

Телефоны:
+7 499 972-94-72 (Секретарь),
+7 499 972-95-84 (Заведующий кафедрой)
email:m.kosov@stankin.ru


Дата последнего изменения: 26 декабря 2014