История становления ФЦТТУ

Впервые вопрос о создании станции юных техников был поднят в журнале «Наша работа» в 1922 году. В мае 1926 года Центральное бюро пионеров при ЦК ВЛКСМ принимает решение о создании Центральной детской технической станции (ЦДТС). В 1930 году с началом индустриализации страны детские технические станции переходят на государственный бюджет. Совместно с редакцией журнала «Знание – Сила» проводится I Всесоюзная конференция юных техников. В 1932 году был проведен Всесоюзный слет юных техников. В 1934 году Центральная детская техническая станция была оборудована современной техникой. Станция систематически осуществляла заочные консультации. ЦДТС разрабатывала новые программы для технических кружков, издавала чертежи моделей, листовки и другие методические материалы. В ее стенах в течение 1937 года ученые прочитали 11 лекций. Эти лекции прослушали 2130 школьников. 1937 год – особое внимание уделяется изобретательской деятельности 31 октября 1947 года было утверждено Положение о Центральной станции юных техников имени Н. М. Шверника Минпроса РСФСР 1952 год – было принято постановление Совета Министров РСФСР № 618 «Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работникам внешкольных учреждений», которое касалось и станций юных техников. Сегодня работу учреждений дополнительного образования детей технической направленности в регионах Российской Федерации координирует и направляет ФЦТТУ. 

В соответствии с приказом Минобрнауки № 344 от 8 мая 2013 года ФЦТТУ присоединён к ФГБОУ ВПО МГТУ «СТАНКИН» в качестве структурного подразделения с сохранением наименования, профиля и всех основных направлений работы в масштабах России.

В масштабах РФ ФЦТТУ координирует работу учреждений дополнительного образования детей технической направленности (600 тыс. обучающихся).

ФЦТТУ как базовая аналитическая площадка Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ ведет активную аналитическую работу по мониторингу развития системы научно-технического творчества молодежи, в том числе – в области робототехники, анализу состояния системы дополнительного образования в России.

ФЦТТУ является федеральной инновационной площадкой, которая в полной мере готова к реализации мер Национальной технологической инициативы.

 Конструктор_металлический_(СССР).jpg  SSSR_001.jpg  IMG_5738.JPG



Директор ФЦТТУ "МГТУ "СТАНКИН" Сергей Никулин: «В техническом творчестве самый высокий потенциал программно-методического обеспечения»

– Сергей Кириллович, сколько детей сегодня занимаются техническим творчеством?

– По нашим данным, это меньше миллиона детей на всю Россию, то есть порядка 5%. Как понять — много это или мало? Конечно же, мы считаем, что это мало, ибо десятилетия назад цифры были другими. Вот характерный пример - в Свердловской области в начале 90-х годов занимались техническим творчеством в 102 внешкольных учреждениях. К 2005 году таких учреждений оставалось всего шесть. К сожалению, это не единичный пример.

   Сегодня Минобрнауки ставит задачу к 2020 году обеспечить 15%-ый и даже 20%-ый охват техническим творчеством. Это довольно сложная задача. Но наш Центр обладает определенными инструментами для достижения поставленной цели.

– В чем выражается поддержка Федерального центра технического творчества?

– Это организация и проведение общественно-значимых всероссийских массовых мероприятий с детьми. Их победителям присуждаются премия Президента РФ. Ежегодно Центр проводит более 20 финалов по различным направлениям технических видов спорта — авиа-судо-ракетомоделированию, автоспорту, радиоспорту, робототехнике и так далее. На всех подготовительных этапах задействовано более 600 тысяч обучающихся. В финал выходят самые сильные — порядка 5 тысяч. В этом году, впервые за несколько лет, в наших мероприятиях приняли участие обучающихся Камчатского края, Иркутской и Амурской областей, Крыма, Севастополя. Традиционно в них так же принимают участие команды из Казахстана и Белоруссии.

    В июле на базе МГТУ «СТАНКИН» был проведен всероссийский фестиваль научно-технического творчества «Технопарк юных». В отборочных этапах приняли участие более 10 тысяч детей из 78 субъектов России. По итогам фестиваля 12 победителей были номинированы на премию Президента РФ. Совместно с Центром подготовки космонавтов мы ежегодно проводим Всероссийскую олимпиаду «Созвездие» на лучшие исследовательские работы. В этом году в ней приняли участие 270 финалистов. 14 победителей и призеров были номинированы на премию Президента РФ.

– Какие виды технического творчества привлекают школьников?

– Конечно, в первую очередь, это современные виды творчества — робототехника, 3D-моделирование. Но соревнования по авиа-ракето-судомоделированию так же вызывают большой интерес у детей. Популярен автоспорт. Радует интерес к изобретательству.

   На выставку научно-технического творчества молодежи «НТТМ-2015», проходившей в рамках Московского международного салона образования, наш Центр отобрал 70 проектов из 30 субъектов страны. Победителями стали воспитанники Ростовского областного центра технического творчества Влад Кожухов и образовательного учреждения «Воробьевы горы» Никита Смирнов. Они составили большую конкуренцию студентам, потому что представили интересные разработки. Один сконструировал летательный аппарат с возобновляемым источником энергии, которым заинтересовались военные. Другой изготовил прибор, который контролирует работу лазера.

– В каких регионах Центр организует проведение соревнований по техническим видам спорта?

– География всероссийских соревнований обширна. Например, соревнования по авиамодельному спорту мы проводим на базе учреждений республик Татарстан, Кабардино-Балкария, Пермского края, Новосибирской, Пензенской областей. Многолетняя практика проведения финалов всероссийских соревнований по радиоспорту в Пензе позволила сохранить это направление в системе допобразования региона. Соревнования по судомоделированию проходят на базе Архангельской, Брянской, Рязанской, Новосибирской областей; по ракетомоделированию - в Липецкой области, по картингу - в Курске; по автомоделированию - в Удмуртии, Санкт-Петербурге, Пензенской, Ростовской, Кемеровской областях. Эти соревнования способствуют развитию инфраструктуры, обновлению оборудования в учреждениях допобразования, повышению интереса у детей к техническим видам спорта.

– Насколько занятия техническим творчеством способствуют профориентации?

– По итогам проведенных всероссийских мероприятий, с 2006 года, наш Центр номинировал на получение премии Президента РФ уже 2340 человек. Это наиболее подготовленные теоретически и практически юные техники, которые являются самыми мотивированными будущими абитуриентами для профильных вузов. Они владеют технологией создания моделей, умеют разрабатывать идеи, обладают навыками подготовки чертежей и изготовления образца. Понятно, что большинство ребят пошли или пойдут в профильные технические вузы. При этом те, кто поступил в этом году, в рамках президентской программы поддержки талантливой молодежи, могут претендовать на грант в размере 20 тысяч рублей ежемесячно на весь период обучения.

– Как обеспечены региональные Центры технического творчества программами по направлениям деятельности?

– В рамках прошедшего в прошлом году Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ Центр провел экспертизу 582 авторских программ. Эта цифра в три раза больше, чем количество программ, присланных на конкурс юными туристами, экологами, спортсменами вместе взятыми. Это говорит о том, что в техническом творчестве самый высокий потенциал программно-методического обеспечения.

По материалам портала фгос-игра.рф


Дата последнего изменения: 27 апреля 2016